Sequencer.Ru - синтезаторы, клавишные инструменты
Портал о клавишных инструментах
Как выбрать синтезатор
Характеристики синтезаторов
Производители синтезаторов
Каталог производителей
Учебные и развлекательные
Синтезаторы с автоаккомпанементом
Профессиональные рабочие станции
Цифровые пианино
Синтезаторы для клубной музыки
VST и миди-клавиатуры
Грувбоксы
Семплеры
Форум

Сегодня на форумах

продаю микшерный пульт и... »
продам в Москве... »
продам клавишные Продам... »
продам японские басы,... »
продаю микшерный пульт и... »
продам в Москве... »
продам японские басы,... »
продаю микшерный пульт и... »
продам в Москве... »
продам японские басы,... »
продаю микшерный пульт... »

Все темы

Реклама

 
синтезаторы, клавишные инструменты синтезаторы, клавишные инструменты синтезаторы, клавишные инструменты
Главная страница / форум / Электропиано и электроорганы / Немного о предках... Попытка исторического обзора.

Логин: Пароль:
Зарегистрироваться | Вспомнить пароль | Правила форума

Автор Дата Немного о предках... Попытка исторического обзора.
Pages:   1 
wolfgang 24.1.2009 22:47 Не сочтите меня конченым занудой и графоманом, но основные вопросы в многочисленных около-музыкальных форумах, чаще всего встают из-за то-го, что люди начисто не имеют ни малейшего представления о "предках" со-временных музыкальных инструментов (как акустических, так и синтезато-ров, цифровых фортепиано и т.д.).
Естественно, рассказ о достаточно специфическом предмете требует хотя бы минимальной специальной терминологии, которая, полагаю, будет вполне понятна "продвинутым" любителям и профессионалам, а интересующихся натолкнёт на необходимость навести незначительные справки.
Вследствие вышесказанного я решился опубликовать наброски своих заме-ток из истории вопроса.
Итак...

Исторически самым ранним прообразом современного фортепиано можно посчитать так называемый полихорд.
Традиционно считается, что монохорды (однострунные щипковые инст-рументы) изобрел и использовал для своих музыкально-теоретических и аку-стических изысканий Пифагор. Это был даже не музыкальный инструмент, а физико-акустический прибор, представляющий собой прямоугольный ящик с натянутой одной струной.
Пока Пифагор успешно продолжал свои опыты (связанные непосредствен-но более с математикой - он изучал деление струны и влияние этого на высо-ту тона), находчивые музыканты создавали аналогичные музыкальные инст-рументы со многими струнами и назвали их, соответственно, полихордами (″многострунами″).
Полихорды конструировались по-разному, да и играли на них различными способами: цепляли струны пальцами, ударяя по струнам палочками, цепляя струны специальными пластиночками (медиаторами), как на мандолине или гитаре.
Но одним из кардинальных шагов на пути к созданию современного форте-пиано стал, конечно же, клавишный механизм. Клавиатуру мастер[B]а[/B] позаимствовали у органа, а механизм, передающий движение с клавиши к струнами создавали "заново", частично заимствуя у полихорда. Тихие пла-стинчатые "многоструны" получили название клавикорд, а более звучный щипковый полихорд, в котором струна щипалась пером или зацепкой из жё-сткой кожи (звук походил на звук лютни), – клавесин.
Именно, клавикорд и клавесин стали уже непосредственными предшествен-никами фортепиано.

Клавикорды появились примерно к ΧΙV-ΧV векам. Небольшими и лег-кими переносными клавикордами первоначально в Западной Европе пользо-вались исключительно бродячие музыканты (из чего делаем вывод о перво-начально невысокой стоимости инструментов). В небольшом деревянном ящике, который ставился на стол, помещалась узкая клавиатура и набор ме-таллических струн. Струны клавикордов поначалу делались одинаковой дли-ны, но разной толщины. Поскольку струны были одной длины, внешне кла-викорды выглядели как прямоугольный ящик.
Позднее мастера убедились, что струны одной длины создают множество проблем и неудобств (в т.ч. - в настройке) и стали создавать инструменты с разной длиной струн, больших размеров, на ножках.
Благодаря схожей с фортепиано механике, клавикорд обладал, выражаясь современным языком, «динамической» клавиатурой – то есть [I]сила звука зависела непосредственно от силы удара по клавише[/I]. Для клавикорда соз-давали свои шедевры такие композиторы, как Гендель, Бах, Телеман, Мо-царт, Гайдн и даже ранние сонаты Бетховена предназначались именно для этого инструмента.
Кстати, именно для клавикорда, на базе которого мастера наконец решили вопрос "экуальной темперации" (т.е. несколько искусственного уравнивания полутонов между и энгармонического равенства диезов и бемолей - "фа"-диез="соль" бемолю) И. С. Бах создал целых 48 беспрецедентных и столь же бесценных прелюдий и фуг под широко известным названием "Wohltemperi-erte Klavier"...
Всё же, звук клавикорда был достаточно мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть в залах перед большим количеством людей. Поэтому впоследствии его стали широко применять для домашнего музицирования.

Второй вид струнно-клавишного инструмента, на котором играли в XV, XVI и XVII веках, - это спинет. По сути, спинет - это маленький (слегка уп-рощённый) клавесин с одной или двумя клавиатурами размером в четыре – пять октав. Он, как правило, был богато декорирован и потому являлся, пре-жде всего, таким же украшением богатого дома, как и красивая мебель.

Гораздо большей популярностью пользовался третий, пожалуй, самый не-обычный, инструмент - клавесин.
У него даже было ещё несколько названий: клавичембало, чембало, вёрджи-нел. Если искусство игры на клавикорде расцвело в Германии, то клавесин и его разновидности широко распространились во всех европейских странах, преимущественно – во Франции и Англии, также и в Скандинавии.

Клавесин похож на спинет, имеет ту же щипковую механику, но размеры его крупнее. Внутри корпуса натягивались струны одной толщины, но разной длины: отсюда такая характерная форма - внешним видом он напоминает со-временный рояль. Звук извлекался следующим образом: исполнитель нажи-мал на клавишу, она приводила в вертикальное движение тангенты с упруги-ми язычками, сделанными из ороговевших кончиков птичьих перышек или кусочков кожи. Язычки цепляли горизонтальную струну, и раздавался звук.
Существовали клавесины двух типов: крыловидной формы большого раз-мера (вертикальный или горизонтальный) и меньшего размера – квадратной или прямоугольной. Инструмент был очень популярен в эпоху барокко, когда аристократы жили при свечах, пудрили парики, в моде были пышные платья с оборками и даже в архитектуре и живописи отдавалось предпочтение са-лонному искусству в любых проявлениях. Это был уже настоящий концерт-ный инструмент.
Поначалу концерты на клавесине могли давать только в светских салонах и гостиных. В больших залах его звонкий голос терялся, так же, как и у клави-корда.
Звук клавесина достаточно специфичен - чуть суховатый, мертвенный, как бы «стеклянный» и не отличался протяжностью (которая была у клавикорда). Однако, это был хороший относительно звучный инструмент, на котором, при достаточном уровне владения, можно было играть легкую музыку (того времени), подвижные пьесы, и аккомпанемент, сопровождающий пение и ре-читатив. Короткие звуки клавесина и плавные тянущиеся звуки голоса, вио-лы или скрипки хорошо гармонировали и дополняли друг друга. Клавесин превратился в замечательный ансамблевый инструмент. В оркестре он ис-полнял двоякую роль: партию сопровождения (дирижер сидел за клавесином – левой рукой он играл аккорды, а правой руководил оркестром) т.н. генерал-бас и, одновременно – партию звеняще-«шелестящих» ударных. Именно этим свойствам клавесина мы и обязаны тому, что практически во всей му-зыке барокко клавесин дублирует (иногда - расширенно) партию виолы (позднее – виолончели).
Со временем клавесин также стал принадлежностью всех богатых домов. На изготовление инструментов шли самые драгоценные сорта дерева – черного, красного, розового, лимонного. Клавесин отделывали слоновой костью, бронзой, золотом, драгоценными каменьями, на его стенках и крыловидных крышках приближённые к знати живописцы писали всевозможные картины. Клавиши покрывали пластинками из самоцветов. Никогда раньше музыкаль-ный инструмент не был такой дорогой, такой почитаемой и ценимой… мебе-лью и, одновременно, подобием шкатулки.
Увы, улучшение внешнего вида приводило порой лишь к ухудшению звука.
Зато вместе с роскошным клавесином придворные вельможи вынужденно приучались ценить и музыку, на нем исполняемую. Расцвета клавесинная му-зыка достигла, наравне с Германией, во Франции (Рамо, Куперен, Люлли) и в Англии (Пёрселл, Гендель)
Несмотря на все великолепие инструмента, исполнителей ущемляло то, что клавесин не мог звучать протяжённо, громче или тише: с какой бы силой не ударяли по клавишам, делали это резко или мягко – звук не менялся и всегда получался одинаково звонким и достаточно коротким. Корме того, при сла-бом нажатии на клавишу механика не срабатывает и инструмент не звучит (что требует особенной, в отличие от фортепиано, техники и аппликатуры аккордовой игры).

Мастера, конечно не хотели мириться с тем, что клавесин звучит так одно-образно, и придумывали, на потребу дня, всевозможные «приспособления», чтобы хоть как-то разнообразить звучание клавесина. Например, устанавли-вали несколько клавиатур (по образцу органных мануалов) с разной силой звука; приспосабливали педаль, при нажатии которой звук становился тише, – но все они были не очень удобными. Несмотря на падение своей популяр-ности, клавесин не исчез со сцены насовсем – его можно и сегодня услышать на концертах старинной и современной авангардной музыки.

К фортепиано непосредственно обратимся во 2 части. (с) вольфганг
Карма 25.1.2009 02:18 wolfgang - Вам должны быть все благодарны за такие поистенне прекрасные статьи, я как и всегда - Снимаю шляпу! :)
Желею только об одном, очень хотелось бы Вас увидеть хоть когда нибудь и хотя бы чуть чуть поговорить за чашечкой хорошего крепкого кофе.
KSergey 25.1.2009 08:01 Хм, поиск в тырнете привел в интересное место в том смысле, что материал видимо и вправду авторский. Привет Гондурасу! Одессе - процветания! :)
wolfgang 25.1.2009 12:55 -Одесса процветает при любых властях, жаль только, при "помороженой" - плесневеет в основном...
А материалы (авторские) я всегда сначала на "школа жизни" регистрирую, чтобы не возникало казусов...
Бебл 26.1.2009 07:58 Довольно нтересно. Такие познавательные лекции, особенно о клавесине, пожалуй только Самуил Майкапар мог читать. Вы что у него учились?
wolfgang 26.1.2009 16:19 -Да там и половины нет из познавательного...
У Майкапара не учился, но был знаком и очень уважаю.
На клавесине жизнь поучила (после аспирантуры по роялю), но ОНА-таки лучший учитель!
Кстати, именно работе с клавесином я обязан теперь проблемами с позвоночником... Ну, это уже сантименты.
Pages:   1 

Чтобы участвовать в обсуждении тем форума Вы должны авторизоваться!

  © 2007-2011 "Sequencer.Ru" - синтезаторы
Дизайн сайтов Дизайн современных сайтов
Интернет-статистика hosted by .masterhost Rambler's Top100